Вторник, 19.03.2024, 06:34
Верхотурская центральная библиотека имени И.А. Мухлынина
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Ваш возраст
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Комплексно-целевая программа по профориентации молодежи

"Ориентир+Перезагрузка" на 2013-2015 гг.

(исполнитель: Шумкова Елена Александровна- главный библиограф читального зала)


ВВЕДЕНИЕ


«Если вы удачно выберете
труд и вложите в него душу, то
счастье само отыщет вас»
                             К. Д. Ушинский  

    Человеческое счастье многогранно. Суть его профессиональной грани можно выразить просто: «делай то, ради чего ты рожден». Другими словами, сделать человека счастливым – значит позволить ему заниматься всю жизнь любимым делом, получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
    Выбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров – «Хочу», «Могу», «Надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.
    Выбор профессии – это ответственный момент в жизни каждого молодого человека. Оттого, насколько он будет правильным, зависит дальнейший жизненный путь. Библиотека в силах помочь юношам и девушкам сделать свой выбор в профессиональном определении.
    В наше время выбрать дело по душе, казалось бы, не так уж и трудно. У современных молодых людей куда больше возможностей и перспектив, чем даже десять лет назад. Обилие информации, новые учебные заведения и программы, новые специальности, возможность стажировки даже за границей. И, тем не менее, извечный вопрос «кем быть?» терзает нынешних подростков не меньше, чем когда-то их родителей. От правильности этого выбора зависят самореализация молодого человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой. К сожалению, не для всех этот выбор оказывается удачен. Для предупреждения проблем и ошибок необходимо своевременно определять направление профессиональных интересов у молодежи. Важную роль здесь может сыграть хорошо организованная система профориентации, в том числе библиотечная.
    Выбор профессии равносилен выбору судьбы. Особенно сейчас, в новых политико-экономических условиях, когда трудоустройство молодежи является одной из наиболее актуальных проблем, библиотекари считают своим долгом оказывать помощь молодежи, в том числе учащимся общеобразовательных школ, в приобретении знаний по основам выбора профессии и в дальнейшем самоопределении. 
    Именно в силу своей актуальности в 2005 году была выбрана тема рабочей программы, в которой рассматривалась деятельность библиотеки по поиску новых форм, анализу профориентационной ситуации, теоретическим и практическим основам профориентационной работы в библиотеке. Сначала была программа «Ориентир» (2005-2009 гг.), затем «Ориентир+» (2010-2012 гг.). И настоящая программа «Ориентир + Перезагрузка», которая совмещает основные положения предыдущих программ и добавляет новые, в том числе интерактивные виртуальные методы.
    Профориентационная работа в библиотеках строится по-разному, но цель у всех одна - помочь юношам и девушкам определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях. Изучение этого курса способствует формированию компетентного отношения к профессиональной деятельности. А, значит, дальнейшую работу, направленную на реализацию программы профориентации считаем обоснованной и необходимой.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование : «Ориентир + Перезагрузка» -комплексно – целевая программа по профориентации молодежи
Цель: Создание системы действенной проф-ориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способ-ностями, индивидуальными особеннос-тями каждой личности и с учетом запроса рынка труда в квалифи-цированных кадрах.
Задачи :- Совершенствование научно-методи-ческого, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.
- Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
- Разработка новых форм и методов по вопросам профессионального самоопре-деления обучающихся.
- Разработка механизма содействия трудоустройству выпускников ОУ.
- Формирование единого информацион-ного и виртуального пространства по профориентации.
Сроки реализации : 2013 – 2015 гг.
Целевая аудитория : Учащиеся школ города и района, родители, преподаватели
Ожидаемые результаты: Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным прин-ципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реали-зацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- обеспечить быстрый и качественный доступ к собственным информационным сетевым ресурсам библиотеки через виртуальный кабинет профориентации на сайте библиотеки;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- усилить практическую направленность обучения за счет включения учащихся в реализацию программ по профильной подготовке, ориентированных на особенности труда в Свердловской области
Основные пути решения проблемы: Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
-Информационное – поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих консультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета.
-Профессиографическое – создание описа-ний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности.
-Диагностическое – разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склон-ностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригод-ности.
-Консультационное – поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационных программ для работы с учащимися и выпускниками школ.
-Образовательное – изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации программы.
-Гигиеническое – перспективное направ-ление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.
- Мониторинг качества профориен-тационной работы.
Мониторинг в профессиональной работе рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев
В рамках мониторинга проводится выявление, анализ, оценивание и перспектывы проведенных профориен-тационных действий.

СОТРУДНИЧЕСТВО


Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия библиотеки со школами, с социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями и др.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Направления деятельности. Содержание работы
1.Профессиональное просвещение
Постоянно пополнять банк методичес-ких материалов по профориентации.
Создать виртуальную информа-ционную систему для своев-ременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами иссле-дований склонностей и возможностей учащихся.
Пополнять банк данных об учебных заведениях Уральского региона.
Оформлять сменные информа-ционные стенды по проф-ориентации.
Пополнять картотеку «Выбор профессии – дело серьезное».
Пополнять фонд библиотеки справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города и области, о социально-правовой защите выпускников школ.
2. Профориентационная диагностика 
Методики изучения личности в профориентационных целях
Дифференциально-диагностические опросники
Карты интересов
Наборы тестов, анкет
Разработки бесед, классных часов, игр, мастер-классов, рекомендации учении-кам, родителям, классным руководителям, учителям-предмет-никам по диагностике профориен-тационной направленности учащихся
Анкетирование по методам работы.
3. Проффессио-нальное консуль-тирование
Организация консультаций по профессиональному самоопреде-лению учащихся.
Консультации врача по теме «Здоровье и выбор профессии».
Беседы для учащихся по выбору профессии.
Проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации.
Проведение бесед, обзоров, уроков, классных часов для ознакомления с материалами, помогающими успешной сдаче экзаменов, ЕГЭ.
Интеллектуальные десанты с приглашением специалистов разных профессий.
Мастер-классы
Викторины, конкурсы, КВН, игры, книжные выставки по профориентации.
Обзоры, книжные выставки с информацией об учебных заведениях региона.
4.Социально-професси-ональная адаптация
Создание системы ролевых, имитационных и профориен-тационных игр и упражнений для освоения обучающимися общео-бразовательных учреждений социально-психологических отно-шений в различных профессио-нальных группах
5. Мониторинг ка-чества профориен-тационной работы
Провести мониторинг:
- уровня удовлетворенности вы-пускников школы избранной спе-циальностью;
- уровня соответствия рекомен-даций, изложенных в профдиаг-ностических картах, опросниках, тестах и выбора профессии вы-пускника предыдущего года.
Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школ.
Анкетирование для учеников, родителей, учителей с целью выявления недостатков профориентационной работы, советов и рекомендаций для более цельной и качественной профориентационной работы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Статья расходов Объем,руб.Примечания
1.Приобретение расходных материалов и комплектующих-1000
Расходы на приоб-ретение сырья и мате-риалов: ватман, краска, фломастеры и др.
2.Приобретение оборудования согласно статье 310 Увеличение стоимости ос-новных средств: ноутбук, цвет-ной лазерный принтер, фото-аппарат-29000
Ноутбук необходим для проведения выездных мероприятий, выведения материалов через видео - проектор, быстрого копирования, перепи-сывания на съемные носители нужного раз-даточного материа-ла. Цветной принтер поз-волит создавать дип-ломы, грамоты, буклеты, распечатывать пользователям необхо-димую им информацию. Фотоаппарат с видео-камерой для создания качественных презен-таций, роликов, архива фотодокументов.
Итого: 30000 Тридцать тысяч рублей

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И ЕЕ СООТВЕТСТВИЕ С ПРИОРИТЕТАМИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХОТУРСКИЙ


  Профессия для человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее спланировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе. Опыт работы центральной библиотеки в данной сфере весьма обширен. Эта деятельность очень востребована, поэтому целесообразно ее продвижение и развитие. В связи с бурным развитием компьютерных информационных технологий мы понимаем, что одним из наиболее эффективных методов в практике работы (в т.ч. по профориентации) является виртуальный интерактивный метод. 
   Почему мы говорим «да» интерактивным методам сегодня? Потому что Интерактив – это:  
- Высокая мотивация!
- Прочность знаний!
- Творчество и фантазия!
- Активная жизненная позиция!
- Командный дух!
- Свобода самовыражения!
- Возможность художественного оформления!
   Нам остается лишь в одном месте (сайт, блог, портал) сосредотачивать всю необходимую для молодежи информацию по профориентации (описание профессий, онлайн-тестирование, онлайн-варианты ЕГЭ и ГИА, интересные факты, фото, видео и т.д.)
В дальнейшем данный проект может способствовать совместному сотрудничеству центральной библиотеки имени Мухлынина не только со школами, и с другими организациями города по проблемам профориентации молодежи (Администрация, социальная защита, организации, имеющие вакантные и востребованные должности), но и значительно расширить рамки сотрудничества, так как в сети Интернет о нас узнают во всей России. Виртуальный кабинет библиотеки по вопросам профориентации даст возможность для будущего виртуального общения между нами и другими заинтересованными организациями (библиотеки, школы, управления культуры и образования и т.п.) посредством виртуальных конференций, семинаров, «круглых столов» и т.д.
   Виртуальный проект «Через библиотеку – к профессии» в рамках программы «Ориентир + Перезагрузка» – это не просто создание Интернет-пространства библиотеки по вопросам профориентации, а постоянная научно-поисковая работа. Так как проблема профориентации была и остается актуальной, то нам приходится постоянно думать над обновлением форм и методов работы со старшеклассниками, выискивать различные методики мероприятий, чтобы в нескучной и доступной форме доносить материал до потребителей. Качественно созданный сайт, а для этого нужны определенные средства, знания и время, поможет создать положительный имидж не только нашей библиотеке, но и всему городу.
   Данная программа, безусловно, является инновационной для такого маленького города, как Верхотурье. Подобные проекты доступны лишь школам в большим городах и крупным библиотекам со специальным штатом работников. Начиная с малого, мы постараемся сделать нашу библиотеку и виртуальный кабинет профориентации местом постоянного обращения к ним верхотурской молодежи. 





Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей