Вторник, 26.09.2017, 17:26
Верхотурская центральная библиотека имени И.А. Мухлынина
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Ваш возраст
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

В тиши библиотечных залов.

Для современного пользователя библиотеки  немаловажным фактором для посещения библиотеки является ее оформление и благоприятная эстетическая атмосфера. Увы, для всех библиотек нашего округа мечты о капитальных ремонтах и дизайнерских реконструкциях, остаются мечтами. Но от того, насколько комфортно чувствует себя читатель, впервые перешагнувший порог библиотеки, зависит, придет он к нам еще или нет. Библиотекари стараются, чаще всего применяя свою фантазию и подручные материалы, оформить интерьер библиотеки так, чтобы нашим читателям реальным и потенциальным, было у нас комфортно и уютно.  С целью повышения уровня комфортности библиотечной среды среди библиотек МБУК ЦБС был проведен конкурс «Сердцу милый уголок» и подведены итоги. Победителем стала Кушнир О.П. (Карелинская библиотека) – уголок «Место отдыха на экологической тропе» уже получил положительные отзывы у читателей с. Карелино. Презентация уголка состоялась на Празднике урожая.  Дипломом за оригинальность уголка « Тропический остров» отмечена Суховетрюк Ю. А. ( Привокзальная библиотека). Этот остров очень маленький и на карте его не найдешь, он нашел свое место в Привокзальной библиотеке. Кусочек океана с белоснежным песком, щедро рассыпанный рукой создателя, нежно греет читателей библиотеки. Дикие джунгли уносят сознания в мир  приключений и  путешествия. Хочется уйти  в ауру тропиков, тепла и  ароматы дивных, экзотических цветов и фруктов. Можно забыть, на время, обо всех насущных проблемах  и окунуться в созвездие географических открытий. Протянуть руку и взять книгу о мореплавателях, которые воплотили в жизнь извечное стремление людей к открытиям и поиску неведомого или книгу  о путешественниках, которая  раскрывает тайны географических открытий. Если вы хотите сделать умственную передышку, вас ждут в тематическом уголке «Путешествие в шахматное королевство» в центральной детской библиотеке. К услугам посетителей Шахматного уголка -  компьютер и  шахматная компьютерная  программа  разного уровня сложности,  три  комплекта  шахмат, также представлена подборка книг  по шахматной тематике из фонда библиотеки. Два уголка «Сначала почитаем – потом поиграем» и  « Я люблю читать» для комфортного чтения в стенах библиотеки для совсем маленьких читателей и читателей постарше выделены в Прокоп – Салдинской библиотеке. Во всех библиотеках МБУК ЦБС много комнатных цветов, но превзойти в этом не возможно Васнину Т. А. ( Усть – Салдинская библиотека). Именно ей вручен диплом за создание благоприятной эстетической атмосферы в библиотеке. Все библиотекари люди творческие и влюбленные в свою работу. Они ждут своих читателей.

Детская библиотека - "Путешествие в шахматное королевство"

Привокзальная  библиотека - уголок "Тропический остров"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокоп- Салдинская библиотека - уголки «Сначала почитаем – потом поиграем» и  « Я люблю читать» 

Карелинская библиотека – уголок «Место отдыха на экологической тропе»

 Усть – Салдинская библиотека - "Зеленый уголок моей библиотеки"

 
 
 
 
 
 
 
 

«МЕЛОЧИ» НАШЕЙ ПРОФЕССИИ.
Теоретические знания, полученные в учебном заведении или непосредственно на рабочем месте, зачастую не охватывают всех сторон библиотечной деятельности. А ведь, как показывает практика, успех того или иного мероприятия не редко зависит именно от продуманности всех мелочей, нюансов. Сегодня вы получите некоторые советы и рекомендации по проведению традиционных мероприятий. Памятки, основанные на опыте и наблюдениях, помогут вам (особенно тем, кто недавно вступил в должность) спланировать последовательность своих действий при подготовке к очередной встрече с читателем.
Экскурсия по библиотеке.
(Беседа о библиотеке, отделе, читальном зале…)
Знакомство. Это важный момент любого выступления перед аудиторией. Люди, которые собрались перед вами, должны знать, кто вы. Форма представления зависит от возраста слушателей. Детям можно представиться просто по имени-отчеству: «Библиотекарь Мария Ивановна». Дети – народ благодарный, запомнят и потом так вас и будут называть (а не «тетенька»). Если аудитория постарше, то представиться можно более официально. Для старшеклассников и взрослых обычно называют полностью имя, отчество, фамилию (начинать лучше с имени-отчества), должность.
Название библиотеки. Определиться с местом, где находитесь вы и ваши слушатели, очень важно (даже если аудитория уже знает, куда пришла). Главное здесь – правильно назвать его: для детей – как можно проще и приятнее, для взрослых – как можно правильнее. Здесь нужно познакомить с краткой историей библиотеки, чье имя она носит, почему. Если в библиотеке есть краеведческий отдел, то можно начать ознакомление именно с этого фонда.
Характеристика фонда. Содержание и продолжительность этой части беседы также зависят от возраста аудитории. Рекомендую следующую последовательность:
- не нужно сыпать цифрами: дети не поймут и не запомнят, а взрослых обилие цифр утомит. Можно назвать общий объем фонда и (при необходимости) количество периодики, электронных изданий или новых поступлений за определенный промежуток времени и т.д;
- нет необходимости перечислять все отделы ББК или отрасли знаний, достаточно кратко, но ёмко показать разнообразие (или однообразие) фонда;
- не стоит перечислять все имеющиеся в книжном собрании виды и типы изданий, достаточно назвать самые основные и важные для конкретной аудитории; в читальном зале нужно отдельно остановиться на журналах и газетах, по возможности показать их;
- обязательно укажите читательский адрес изданий;
- особые издания – этим можно закончить данную часть беседы. Ими могут быть: книга самая большая и самая маленькая, самая толстая, оригинальная (книжка-малышка, раскладушка, игрушка, звуковая и т.д.), самая старая, самая новая, самая читаемая на данный момент. Для взрослых в дополнение к этому – факсимильные, редкие, уникальные издания, подаренные известными людьми, книги с автографами авторов и т.д. Лучше, если эти книги вы покажете, а после беседы дадите подержать в руках.
Целевое назначение. Для чего предназначена литература, в чем она может помочь, как можно использовать ее в практической деятельности.
Расположение фонда. Структура фонда раскрывается, как правило, в тех отделах библиотеки, где читатель сам выбирает литературу. Не нужно перечислять все разделы фонда, достаточно назвать основные и обязательно показать, где находится художественная литература. Стоит подробнее остановиться на тех разделах, которые интересны для конкретной аудитории (например, у вас в гостях студенты строительного факультета – покажите им раздел 38 – строительство). Не стоит активно жестикулировать, указывая пальцем на стеллажи, лучше подойдите к ним сами.
Каталоги. Обязательно нужно ознакомить с алфавитным и систематическим каталогом библиотеки, обращая внимание на то, что по алфавитному каталогу читатель легко может понять , имеется ли нужная книга в данной библиотеке, а по систематическому отследить, какая литература по конкретной теме есть в библиотеке. Систематический каталог отображает фонд библиотеки.
Книжные выставки. Если вы в отделе абонемента, обзор выставок можно сделать кратким. Если ваши гости в читальном зале, расскажите о них более подробно: название, особенности, целевое и читательское назначение, представленные издания, срок экспонирования. Обязательно скажите, что книги с выставки можно брать (домой или просто взять почитать, сидя за столом).
Правила пользования библиотекой. Сообщите слушателям о том, как записаться в библиотеку, сколько литературы можно взять, на какой срок. Не забудьте об особых правилах (если таковые есть), установленных именно в вашей библиотеке. Обязательно укажите, что:
- документы выдаются во ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ;
- на каждого читателя заполняется читательский формуляр;
- все выданные документы записываются в формуляр;
- необходимо расписаться за каждый полученный на дом документ;
- читатель отвечает за каждый полученный документ
Режим работы библиотеки. Уточните для слушателей часы работы, перерывы, выходные и санитарные дни.
Правила поведения в библиотеке. Об этом стоит упомянуть отдельно, если ваша аудитория – дети. Расскажите, как они должны вести себя в библиотеке, особенно в читальном зале.
Правила обращения с книгой. Это обязательный пункт для любой аудитории. Перечислите правила бережного обращения:
- не делать пометок, подчеркиваний;
- не вырывать и не загибать страницы;
- не вкладывать посторонние предметы;
- не читать во время еды, не класть книгу на стол с продуктами;
- носить книги в пакете или обертке;
- беречь книги от домашних животных;
- отремонтировать поврежденную книгу своими силами;
- не выносить книги из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре.
Завершение беседы. Закончить рассказ о библиотеке можно:
- небольшим информационным обзором книг или журналов;
- анонсом предстоящих мероприятий;
- информацией о тематических картотеках для читателей;
- викториной, сценкой или отрывком из массового мероприятия.
Рекомендательный обзор литературы.
Примерный краткий план подготовки и проведения.
- Изучение литературы по методике проведения обзора литературы.
- Определение темы и читательского назначения.
- Отбор изданий, которые предполагается включить в обзор.
- Подробное знакомство с отобранными изданиями; определение ценности каждого из них; составление характеристики (аннотации) для каждой книги; выбор отрывков для чтения вслух.
- Вторичный отбор изданий из имеющихся (из уже отобранных).
- Составление плана обзора (введение, рассказ о книгах, заключение). Здесь важно обратить внимание на последовательность расположения книг в обзоре, логическую связь между характеристиками книг.
- Подбор дополнительного материала (иллюстрации, фотографии, схемы и т.п.)
- Составление (написание) текста обзора.
- Репетиционное чтение вслух обзора (не менее 2-х раз, желательно, для какой-либо аудитории – коллеги, ваш непосредственный руководитель, подойдут и члены семьи). Обратите внимание на:
- культуру речи;- эмоциональность рассказа;- выразительность чтения отрывков из книг, стихов;- продолжительность обзора;- демонстрацию изданий.
- Оформление книжной выставки к обзору (при необходимости).
- Непосредственное проведение обзора. Учет присутствующих.
- Анализ проведенного обзора. Учет выдачи рекомендованных книг.
 
 
Возможности интернет-технологий в организации профессиональных коммуникаций и продвижении чтения.
Электронная среда – это большая площадка для самореализации, само-развития, экспериментов по продвижению книги и чтения или просто работы с массивами электронной информации. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы.
Сейчас на библиотечных сайтах открыт доступ к электронным каталогам, базам данных, фото- и видео отчетам, оказываются сервисы электронной помощи специалистам библиотеки и многое другое. В электронной среде существует множество сайтов, порталов и других сервисов, которые занимаются распространением традиционной и электронной (цифровой) книги.
Рассмотрим портал «Чтение-21» (www.chtenie-21.ru) – это главный генератор общественного мнения и важный информационный канал для государственных и общественных структур, профессионалов и любителей книги и чтения. Он разработан Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Портал разбит на рубрики, которые содержат документы, информационные сообщения, предложения государственных и общественных организаций, а также доклады и статьи российских и зарубежных специалистов касающихся продвижения книги и чтения в России. В рубриках описывается опыт работы библиотек по привлечению внимания к книге, в том числе, с учетом актуальных тем года. В 2010 г. – это юбилей А. П. Чехова, 65-летие Победы, Год учителя.
Важным ресурсом продвижения книги в электронной сети активно работают и блоги. В словарях понятие блог определяется по–разному. Можно точно сказать, что это сетевой или он-лайн дневник, где пользователи могут читать мысли, идеи автора и оставлять комментарии, спорить между собой, знакомиться, общаться, создавать сообщества по интересам. Блог может вести каждый пользователь сети Интернет, автор может самостоятельно решать, кто имеет возможность читать и комментировать его записи.
Если говорить о библиотечных блогах, то они выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена результатами исследований и списками литературы. Библиотечные блоги используются для информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.
В 2010 г. в электронной среде появился проект «Библиотеки на Урале» (http://bibl-ural.blogspot.com) – корпоративный блог Свердловской области, который является удобным способом оперативного общения и выступает площадкой для самовыражения библиотекарей. Здесь отражается актуальная информация о событиях, которые происходят в библиотеках региона, например: третий Екатеринбургский книжный фестиваль, рок-вечеринка, концерт, посвященный юбилею Битлз, областной День библиографа. Кроме того, ведутся дискуссии о современной книге, бестселлерах, современных отечественных и зарубежных фильмах.
В блоге издательства «Эксмо» (www.eksmovia.livejournal.com) публикуются новости о выходе книг, интервью с писателями, опросы, конкурсы, анонсы, рассуждения и другая, не менее интересная, информация. Основная задача этого блога – организация прямого диалога о литературе и книгах в нашей жизни.
На своем блоге издательства «Эксмо» и Mr Bookman объявили конкурс дизайна на лучшую социальную рекламу о пользе чтения «Читать не вредно. Вредно не читать». Участникам конкурса предлагают выразить свое мнение о читающем человеке через фото (рекламный постер), видео (вирусный ролик) и графику (агитплакат). Организаторы планируют использовать наиболее интересные проекты участников в рекламной кампании по продвижению чтения.
«Пять страниц о…» (www .5pages.net) - блог о литературе, о книгах, о творчестве. Создан в 2006 году. В настоящее время архив блога содержит около 750 записей и более 1500 комментариев. Для удобства ориентации в блоге разработан раздел «Персоналия» где представлены все авторы и их произведения, упомянутые в блоге.
В электронной среде существует свой виртуальный литературный мир, в нем есть и книжные магазины, и электронные библиотеки, и литературные сообщества, литературные форумы. Литературных форумов существует в Интернете великое множество. Они есть на сайтах электронных библиотек, издательств, на личных сайтах известных писателей, на сайтах литературных изданий – газет, литературно-художественных журналов.
Литературный форум – форма общения на литературные и окололитературные темы. Каждый форум имеет свою литературную специфику и направление. Наиболее интересными по отбору литературы и интеллектуальному уровню собеседников представляются следующие форумы.
«Беседы о литературе» (http://litforum.ru/) – форум, посвященный фантастике и фэнтези. Здесь присутствует ряд «персональных» разделов, в которых идет разговор о произведениях известных писателей этого жанра как отечественных, так и зарубежных: Ника Перумова, Марии Семеновой, Сергея Лукьяненко, Аркадия и Бориса Стругацких, Энн Маккефри, Вадима Панова, Роберта Джордана. На форуме также предлагаются другие темы для обсуждения: компьютерные игры соответствующей тематики, фантастические фильмы, в т. ч. анимационные.
Работу в электронной среде или Интернет-пространстве невозможно представить без социальных сетей («В контакте» и «Одноклассники») – это универсальное средство поиска новых знакомых, друзей, коллег, это огромная площадка для продвижения книг и чтения, а так же профессиональных идей.
«В контакте» активно работают такие библиотеки как: Российская государственная библиотека для молодежи, Самарская областная юношеская библиотека, Детская библиотека г. Озерска Челябинской области. Библиотеки здесь не только создают группы по интересам, но и обмениваются опытом с другими библиотеками, дружат, выкладывают на свои страницы информацию о библиотеке, библиотечных мероприятиях, а также фото- и видео отчеты с них. Зарегистрированные пользователи могут обсуждать заявленные на форуме темы, содержание которых варьируется от обсуждения прочитанной книги до проблем продвижения книги и чтения, от эволюции печатной книги до книжной электронной культуры. Здесь можно оставить свои комментарии, или свои предложения по решению заданного вопроса или проблемы.
Кроме социальных сетей, в электронной среде существуют книжные социальные сети, носящие рекомендательный характер. «ЛивЛиб.ру» – самый динамично развивающий сервис. Проект в виртуальной среде появился в 2007 году. Его главной особенностью считается поиск рецензий на интересующие пользователя книги, а также знакомство с новинками книжных изданий. На электронной странице сервиса ведется интересный книжный форум, содержится множество цитат и полезная информация о литературных конкурсах.
Здесь посетитель сайта имеет возможность подружиться с другими пользователями, оценивать книги по трехбалльной шкале: понравилось, нейтрально и не понравилось; читать и оценивать рецензии: согласен или не согласен. Большой плюс этого проекта в том, что в режиме реального времени можно оставить собственную информацию о книге в разделах: «Читал», «Хочу прочитать», «Сейчас читаю».
«Моя библиотека» – проект, позволяющий найти интересную книгу за минимальное время. Главная особенность этой сети – наличие рекомендательной системы, которая позволяет выиграть время при выборе книги, и при этом не проиграть в качестве этого выбора. Сеть поможет посетителям сориентироваться в литературных жанрах и направлениях, в море книг российских и зарубежных писателей. Проект «Моя библиотека» позволит завести друзей по интересам, найти хороших знакомых с похожими вкусами и предпочтениями.
Пользователи смогут обмениваться мнениями о книгах. Каждый читатель на сайте может собрать свою личную «книжную полку» и с полным правом сказать: «Это – моя библиотека!»
Сервис «БукРивер» сочетает в себе идеи буккроссинга и просто обмена книгами. Его цель образно можно обозначить так: «Спасти дерево, не убив бобра». Пользователь предлагает для обмена ненужную ему книгу в надежде, что для кого-то она необходима. Сервис предназначен для того, чтобы любители чтения «реальных» (не цифровых) книг могли обмениваться ими собой. Функции сервиса помогут найти участникам друг друга, дают возможность найти нужную книгу в своем городе.
Перейти к рекламе своего сайта.
Мы уверены что России для будущего развития жизненно важны обновленные библиотеки с современными, компетентными, амбициозными, уверенными в себе работниками. Для этого необходимо развивать информационные технологии и помнить, что главным информационным источником в библиотеке все же остается КНИГА!
 
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей